Добро пожаловать!
(если разместить сюда виджет, то он заменит этот тест)

Войти на сайт


Мусульманская одежда из Китая

​Ножи. Златоуст оружейный - день сегодняшний...

Тип статьи:
Авторская


«Идея появилась давно, несколько лет назад,— рассказывает Владимир Герасимов, — Как-то в руки попался комплект «нож в ноже», привезённый из Индии. И хоть сварка была видна невооружённым глазом, что-то притягивающее было в этом изделии. То ли техническая загадка, то ли уровень исполнения- Появилось желание изготовить нечто подобное.

Но просто повторить работу индийского мастера было неинтересно, а варианта воплощения не было. Вот и пролежала идея в голове несколько лет, пока на глаза не попалась фотография охотничьего кинжала, выпускаемого в Златоусте в конце XIX — начале XX века. Эту форму ещё называют «самсоновской», хотя аналогичные кинжалы выпускались и в Европе, и, как оказалось, в Златоусте. И сразу всё встало на свои места, вся концепция сложилась в симпатичный пазл».

Что отличает Златоуст от других центров оружейного мастерства той же Тулы, это изначальное превалирование коллективного, или, как говорили в XIX веке, артельного, труда над индивидуальным. Может, это связано с тем, что с первых дней существования фабрики «белого оружия» в Златоусте на такую форму организации труда делался основной упор. Подобная же организация традиционно лежит в основе творчества в большинстве Златоустовских компаний, и в «АиР» в частности.

Есть автор проекта Владимир Герасимов, есть слесарь-оружейник Алексей Балакин, есть художник Надежда Парфентьева. Плюс кузнецы, гальваники. В общем, большой творческий коллектив, и не всегда можно оценить вклад каждого, но он, несомненно, есть.

Особенностью данной работы является то, что перед авторами стояла не только художественная задача, но и техническая: как сделать полый клинок, не потеряв функциональных свойств изделия в целом? Вся кузнечная часть: подбор Дамаска, сварка, прошивка — полностью лежала на Герасимове, это его вотчина. Несмотря на то что коллектив в кузнеце «АиР» большой и профессиональный, всю новую работу он привык делать самостоятельно, Как он говорит: «Чтобы тема быстрее прошла через руки в голову». И настолько вся технологическая цепочка ковки и дополнительная оснастка были продуманы, что первая же попытка была удачной.

Следующий этап: превращение кованой заготовки в форму конечного изделия. За это взялся старейший, хоть и молодой, но проработавший в компании «АиР» практически с первых дней её существования, слесарь-оружейник Алексей Балакин. Из его небольшой мастерской за пятнадцать лет вышли сотни интересных изделий. «Нож в ноже» для компании, да и вообще для Златоустовских и российских оружейников, в таком техническом исполнении — абсолютно новое изделие, аналогов не было. Изготовить полый клинок, как оказалось, пусть и сложная задача, но не единственная: конструкция крепления основного клинка — она должна выдерживать любые нагрузки, необходимость в которых может возникнуть в процессе охоты; механизм фиксации маленького ножа, конструкция рукояти с крышкой — маленький нож, с одной стороны, должен легко доставаться, но в то же время надёжно удерживаться в своих «ножнах» — большом кинжале, и многое другое. Но настолько задача была интересная и так увлекла творческий союз, что решения находились практически моментально. Кстати, так как авторы пытались в одном изделии сразу выразить сегодняшние возможности Златоуста оружейного и компании «АиР», ножны сделали цельнометаллические из современного Златоустовского Дамаска! Эскиз, металл, сборка, подгонка отдельных деталей — всё отлично функционирует, так же, как и кузнечная часть, всё получилось с первого раза, как бы на одном дыхании.

Златоуст не был бы Златоустом, если бы комплект, несмотря на его уже неординарность, оставили бы неукрашенным. Но и тут не всё просто. Как максимально подчеркнуть оригинальность этого произведения, учитывая традиции Златоустовской гравюры? И при этом у ценителей при первом же взгляде на него даже мыслей бы не было о сувенирной сущности изделия. «Настоящий рабочий охотничий кинжал, и ничего более!» — такая была первоначальная установка. Пробные эскизы, варианты, и получилось лаконичное изделие. И вроде и в оформлении всё традиционно, но и здесь авторы внесли определённую инновацию: часть деталей покрыли чёрным родием. Технология известная в ювелирке, но широкого распространения в оружейном деле пока ещё не получила. В Златоусте АиРовцы первые освоили эту технологию.

«В целом да, оформление достаточно лаконичное,— продолжает разговор Владимир Герасимов. — Единственным неким диссонансом является изображение российского герба на клинке. На это, кстати, указывают и некоторые искусствоведы. Но на этом настаивал я. Всё-таки это изделие — не просто сегодняшний день Златоуста, но и плюс двухвековая традиция Златоустовского белого оружия. Это символ, клеймо мастерства златоустовцев, пришедшее из прошлого. Поэтому и пошли на некоторое нарушение общей концепции»,

Ну а теперь вам судить, насколько «Златоуст. XXI век» соответствует своему названию и поставленной авторами самим себе задаче: в одном изделии показать взаимосвязь времён и сегодняшний день Златоуста оружейного. Дизайн кинжала, выпускаемого более сотни лет назад в Златоусте, плюс техническое решение древних индийских оружейников, и всё это в связке с современными Златоустовскими технологиями и материалами.

Традиции и инновации в одном флаконе!

1346